Главное меню

baner

222

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


Министерство общегои профессиональногообразованияСвердловской области Государственноебюджетноеобразовательноеучреждениедополнительногопрофессионального образования Свердловскойобласти

"Институтповышенияквалификации"Институтразвитиярегионального образования"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГООБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

Начальноеобщееобразование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2009г.


Организация -разработчик:Временныйнаучно-исследовательскийколлективпо разработке   предложений  в  проект  федерального  государственного  образовательного стандартановогопоколениягосударственногобюджетногообразовательногоучреждения дополнительного   профессионального   образования   Свердловской   области   "Институт повышенияквалификации"Институт развитиярегиональногообразования" .

 

 

Разработчики

 

 

Ф. И. О.

Должность, ученаястепень

Местоработы, телефон

 

 

 

 

 

 

 

 

Меренков

АнатолийВасильевич

РуководительВНИК,

заведующийкафедрой прикладнойсоциологии Государственного образовательного учреждениявысшего профессионального образования«Уральский государственный университет им. А.М. Горького», доктор философскихнаук, профессор

 

Государственное

образовательное        учреждение высшего         профессионального образования               «Уральский государственный       университет им. А.М. Горького»

620083    г.    Екатеринбург,    пр.

Ленина, 51, каб. 430

тел. раб. (343) 350 73 68

тел. сот.: +7 922 146 54 57

e-mЭтот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">ail: merenkov@uralweb.ru

 

 

 

 

 

 

 

Долинина

ТамараАльбертовна

 

 

 

 

 

 

заведующаякафедрой лингвистики и коммуникативнойкультуры

Государственноебюджетное

образовательноеучреждение дополнительного профессиональногообразования Свердловскойобласти"Институт повышенияквалификации "Институтразвития региональногообразования"

620066г.Екатеринбург,ул.

Академическая, 16-а

Тел.: (343) 369-29-86

Факс: (343) 369-29-86

 

 

 

 

 

 

 

 

Царегородцева

ЕленаАнатольевна

 

 

 

 

 

 

 

доценткафедрыпедагогики и психологии, кандидат педагогическихнаук

Государственноебюджетное

образовательноеучреждение дополнительного профессиональногообразования Свердловскойобласти"Институт повышенияквалификации "Институтразвития региональногообразования"

620066г. Екатеринбург,ул.

Академическая, 16-а

Тел.: (343) 369-29-86

Факс: (343) 369-29-86

e-mЭтот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">ail: elena-carik@rambler.ru

 

 


СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

1.   Введение………………………………………………………………………..         стр. 4

 

2.   Область применения ………………………………………………………….         стр. 5

 

3.   Термины, определения, сокращения………………………………………...         стр. 6

 

 

4.

 
Документы, необходимыедля реализацииосновныхположенийФГОС

НОО ……………………………………………………………………………         стр. 9

 

5.

 
Общаяхарактеристикаосновной образовательнойпрограммы начального

общегообразования…………………………………………………………..        стр. 10

 

6.   Требованияк структуре основной образовательнойпрограммы НОО …...       стр. 14

 

7.   Обязательныйминимумсодержанияначальногообщего образования…..       стр. 22

 

Программавоспитания учащихся на ступениначального общего


8.   образования

…………………………………………………………………………...


стр. 34


 

9.   Требованияк результатамосвоенияООПНОО ……………………………       стр. 37

 

10.   Требованиякусловиям реализации ООПНОО…………………………….       стр. 39

 

11.   Требованияк кадровомуобеспечению……………………………………...        стр. 41

 

12.   Требованияк финансово-экономическимусловиям……………………….       стр. 42

 

13.   Требованияк материально-техническомуобеспечению …………………..        стр. 43

 

 

14.

 
Требованияк использованию современныхобразовательныхтехнологий

приреализацииООПНОО …………………………………………………..       стр. 44

 

15.

 
Требованиякучебно-методическомуи информационномуобеспечению

реализацииООПНОО………………………………………………………...       стр. 45

 

16.   Требованияк оценкекачестваосвоенияООПНОО ………………………..      стр. 47

 

17.   Системавнедрениянового ФГОСНОО ……………………………………..      стр. 48

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1.Введение

 

Содержание    общего    начального    образования    определятся    необходимостью подготовки  учащихся  к  реализации  всей  совокупности  требований,  предъявляемых  к обученияивоспитаниянаступеняхосновногоиполногообщегосреднегообразования,с цельюприобретениятех  знанийинавыков,которыеобеспечиваютуспешноеучастиев социально-экономическомисоциокультурномразвитиидинамичноменяющегосямира.В условиях    ускорения            темпов            научно-технического             и  социального              развития    всего человечества  возникают  принципиально  новые  требования  к  тем  знаниям  и  умениям, которыми  должнывладетьвыпускникиобщеобразовательныхшкол.Ещесравнительно недавно  главной  задачей   образования  было  формирование  у  школьников  навыков воспроизводстваимеющихсязнанийдляуспешноговключениявмедленноменяющуюся трудовую,семейно-бытовую,общественнуюдеятельность.Внастоящеевремяпостоянное обновлениепредставленийоприродных,общественныхпроцессах  требуетоткаждого человеказрелыхнавыковсамообразования,самовоспитания,саморазвитиявовсехвидах повседневной  жизнедеятельности.  Включение  личности  в  непрерывное  образование актуализирует   умение   оперативно   обновлять   имеющиеся   представление   о   жизни, выбирать   в   информационном   потоке   те   знания,   которые   обеспечивают   успешное разрешение  постоянно  возникающих  сложных  проблем  взаимодействия  с  различными общностямии индивидами.

Исходяиз  этого,  начальное  образование  призвано  обеспечить  формирование  у учащихся  потребностивактивномпознанииокружающегомира;приобретениенавыков самоорганизации,   обеспечивающих   высокую   эффективность   всех   видов   учебной   и внеучебнойдеятельности;становлениепостроенныхнапринципахгуманизмаотношений с  разными  людьми,  малыми  и  большими   группами,  этносами;  овладение  базовыми умениямивыявлятьи реализовыватьиндивидуальныезадаткии способности.

Новыевызовыобщественногоразвития,связанныеспревращениемРоссииводну изнаиболееразвитыхстранмиранаосновеиспользованиявовсехсферахобщественного развития  инновационных  технологий,  требует  выработки  у  личности  уже  на  ступени начального                    общего                    образования   ориентаций       напостоянное            саморазвитие, обеспечивающее  активное                    включение     после                  окончания        школы   в              деятельность, направленную  на  ускорение  темпов   социально-экономического  и  социокультурного развития    страны                    на                    основе    сохранения     всего               лучшего,      что              было       сделано

предшествующимипоколениями.

 

 


Образовательный   стандарт    является    документом,    создающим    условия    для реализациивсехправребенкаилиц,занимающихсяегосоциализацией,наполноценную, соответствующую  постоянно  усложняющимся  требованиям  динамично  меняющегося мира,образовательной деятельностью.

Стандарты     первого     поколения,     выполнив     задачу      сохранения     единого образовательного  пространства,  исчерпали  имеющийся  в  них  потенциал  подготовки личности  к  реализации  требований  современного  мира.  Высокие  темпы  социальных преобразованийтребуютновыхстандартовзнанийиумений,обеспечивающихуспешную самореализацию   и                                   самоутверждение           подрастающего    поколения    во    всех         видах жизнедеятельности.

 

 

2.Областьприменения

 

Основными  пользователями  Федерального  государственного  образовательного стандартаначальногообщего образованияявляются:

     педагогическиеколлективы общеобразовательныхучреждений;

 

     обучающиеся, родители (законныепредставители) обучающихся;

 

     органы      управления      образованием,      руководители      общеобразовательных учреждений;

     объединенияспециалистов и работодателейв сфереобразования;

 

     органы,       обеспечивающие       преемственность        начального,       общего        и профессиональногообразованияразногоуровня;

     организации,  занимающиеся  подготовкой  и  переподготовкой  педагогов  разной квалификациидля общеобразовательныхшкол;

     организации,обеспечивающиеразработкупримерныхосновныхобразовательных программпо  поручениюуполномоченногофедеральногоорганаисполнительной власти;

     органы, обеспечивающиефинансированиеобщего образования;

 

     уполномоченные  органы  исполнительной  власти,  осуществляющие  аттестацию педагогических  кадров  и  обучающихся,  лицензирование,   аккредитацию  ОУ  и контроль качествав сфереобщего образования;

     уполномоченные   органы   исполнительной   власти,   обеспечивающие   контроль

 

соблюдениязаконодательствав системеобщего  образования;

 

 

 


     органы  исполнительной  власти,  учреждения  и  организации,  осуществляющие охрануздоровья,  социальнуюзащитуибезопасностьучастниковобразовательного

процесса.

 

3.Термины,определения,сокращения

 

Основная      общеобразовательная     программа            совокупность     учебно- методической                             документации,     регламентирующей     цели,     ожидаемые     результаты, содержание                        и  основные    технологии       реализации         образовательного      процесса     и обеспечивающейвыполнениеФГОСсучетомтипаивидаобразовательногоучреждения, образовательныхпотребностейобучающихсяи лиц, определяющихих социализацию.

Компетентность   наличие  умения  использовать  приобретенные  из  различных источниковзнаниядляуспешногоразрешениятипичныхжизненныхпроблемчеловекана основе   потребностей   различных   общностей   и   собственных   планов.   Компетентность является  объективным  результатом  освоения  компетенций,  раскрывающихсовременные научные  представления  о  закономерностях  взаимодействия  личности  с  природными  и социальнымисистемами.

Ключевые  компетенции   совокупность  умений,  обеспечивающих  успешное решение  часто   встречаемых  проблем  повседневной  жизнедеятельности  современного человека.

Предметнаякомпетентность–совокупностьумений,обеспечивающихуспешное овладение  содержанием  конкретного  предмета  изучения:  школьного  курса,  отдельных разделов,тем.Сюдавходят  общеучебныеисвязанныесизучаемымпредметомнавыки освоениятеорииипрактикирешенияучебных задач.

Социокультурнаякомпетентность–совокупностьнавыковуспешногоосвоения принятыхв  социумеосновныхнормиправилвзаимодействиясприродой,техническими системами,      малыми                       и               большими          общностями;    реализация    требований    культуры многонационального   Российского   государства,  того  этноса,  представителем  которого являетсяличность.

Компетенции  личностного  самосовершенствования   совокупность  умений, обеспечивающих  самоорганизацию,  самоопределение,  саморазвитие  личности  во  всех сферахжизнедеятельности.

Саморазвитие  личности   процесс  самостоятельного  направленного  изменения знаниймений,навыковвпроцессереализациииндивидуальныхзадатков,способностейи

требованийсовременнойкультуры.

 

 


Самовоспитаниеличностипроцесссамостоятельногопобуждениякизменению своегосознанияиповедениявпроцессевыработкиориентацийиустановокнаовладение конкретныминормамииправиламикультуры.

Самоорганизация  личности   совокупность  навыков  постановки  обоснованных целей             предстоящей    деятельности,    выбора    оптимальных   способов   их    реализации, проявленияволи,терпения,самоконтролявосуществлениизапланированного.

Самореализация–деятельностьличностипо  выявлениюиндивидуальных задатков испособностей,ихразвитиюнаосновепринятыхвобщественормиправил.

Самоутверждение–деятельностьличностиподобровольномуосвоениюнорми правил   жизнедеятельности  определенной  социальной  группы  на  основе  выполнения предъявляемыхеютребованийккультуреповедения.Наличиеразныхпонаправленностии содержанию  деятельности  социальных  групп  создает  проблему  обоснованного  выбора общностикоторойпроисходитсамоутвержденияучащихся.

Самоопределение   процесс,  включающий:  осознание  требований  общества  к поведению  личности  в  типичных  жизненных  ситуациях;  принятие  этих  требований  в качествеориентиров  действий;выявлениеиндивидуальныхзадатковиспособностей,на основе  которых  достигаются  успехи  в  учебной  и  внеучебной  деятельности;  овладение принятымивобществеспособамиреализации  личностногопотенциалавразнообразных видахдеятельности.

Фундаментальное    ядро    общего    образования        совокупность    ключевых компетенций,определяющихнаправленность,содержаниеиметодыреализацииосновных жизненных  целей,ценностныхориентаций,установокличностивпроцессеадаптациик требованиямсовременногодинамичноменяющегосямира.

Универсальныеучебныедействия-совокупностьспособовдействияучащегося (атакжесвязанныхсниминавыковучебнойработы),обеспечивающихвпроцессеучебы успешноеприобретениезнанийиумений,определяющихегоразвитиеисаморазвитиев трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой деятельности.

Основнаяобразовательная  программа   документ,  раскрывающий  основные цели,содержание,методыорганизацииобразовательногопроцесса,совокупностьусловий его  успешного  осуществления,  исходя  из  требований  современного  социокультурного развития   страны,   отдельных   регионов,                                                              интересов   семьи   и   самих   обучающихся, дополненныйследующей учебно-методическойдокументацией:

учебнымпланом;

 

рабочимипрограммами учебныхкурсов, предметов, дисциплин (модулей);

 


программамивнеучебныхвидовдеятельности, социальныхпрактик;

 

календарнымучебнымграфиком;

 

другими  материалами,определяющимицели,содержаниеитехнологииобразовательного процесса.

Образовательная  область совокупностьдисциплин,курсов,модулейучебного плана   основной   образовательной   программы,   обеспечивающих   усвоение   комплекса схожих  по  содержанию   знаний,  умений,  компетентностей  и  социального  опыта  в определеннойсферепознанияи  преобразованиячеловекомприродногоисоциального

мира.

 

Модуль–частьобразовательнойпрограммыилиучебнойдисциплины,имеющая логическуюиструктурно-содержательную  завершенность,обеспечивающуюцелостность познанияконкретнойобластичеловеческойпрактики.

Индивидуальная    образовательная    траектория    (программа)     ученика    персональныйпутьвыявленияиразвитиязадатковиспособностейотдельныхучащихся, ихсоотнесенияс  требованиями,предъявляемымисовременнойжизньюкличностипри выборежизненныхориентиров,вариантовполученияначальногообразованияиуспешной самореализациивучебнойивнеучебнойдеятельности.Онаможетвключатьвсебя:выбор обучающимся,               их    родителями        (законными                              представителями)    индивидуального содержанияучебнойдисциплины(курса),   своегостиляобучения,оптимальноготемпаи ритма, диагностикии оценкирезультатов.

Планируемые  результаты  освоения  образовательных  программ   система конкретных   показателях  достижений  учащихся  во  всех  видах  учебной  и  внеучебной деятельности,обеспечивающихихуспешнуюподготовкукобучениювсистемеосновного и  полного  общего   образования,   последующую  адаптацию  к  требованиям  динамично меняющегося  мира  на  основе   овладения  навыками  самообразования,  самовоспитания, самоорганизации,самоопределения.

Внастоящемстандартеиспользуютсяследующиесокращения:

 

НОО    начальноеобщееобразование;

 

ОУ– образовательные учреждения;

 

ФГОС– федеральныйгосударственныйобразовательныйстандарт;

 

ООПосновнаяобразовательнаяпрограмма;

 

ФГОСНОО– федеральныйгосударственныйобразовательныйстандарт начальногообщего  образования;

БУП– базисный учебныйплан.

 


 

 

4.Документы,необходимыедляреализацииосновныхположенийФГОС

 

начальногообщегообразования

 

ДляреализацииФГОС НООв различныхобразовательных учрежденияхстраны разрабатываетсякомплект следующих примерных(рекомендательных) материалов:

    примерные   ООП   начального   общего   образования,   включающие   варианты учебныхплановипримерныхпрограмм учебныхкурсов, предметов,дисциплин(модулей) с   учетом   потребностей   регионов,   отдельных   территориальных   образований,   самих учебныхзаведений;

    базисный учебныйплан;

 

     методическиерекомендациипосистемеоценкикачестваобразованиямладших школьников                и        ведения            мониторинга     становления     навыков     самоорганизации, самоопределенияв основныхвидахучебнойи внеучебнойдеятельности;

    примерные      образцы      контрольно-измерительных      материалов      (включая кодификаторы,спецификацииит.п.),методическиерекомендациипоэкспертнойоценке результатовосвоенияООП НОО;

    методические      рекомендации      по       использованию     педагогическим      и управленческим    персоналом     современных    образовательных     и     информационных технологий на ступениначального общегообразования;

    методические     рекомендации     по     постепенному     введению     федеральных государственныхобразовательныхстандартовначальногообщегообразованиявпрактику работыразличных учрежденийобразования, сучетомимеющихсяуних возможностей;

ДляреализацииФГОСНООнеобходимопересмотретьипривестивсоответствиес данным                  вариантом    федерального     государственного    образовательного     стандарта начального общего образованияследующийряднормативныхдокументов:

типовое    положение    об     общеобразовательном     учреждении    (Постановление

 

ПравительстваРФ № 196от 19 марта2001 года);

 

    положение     о     лицензировании    и      государственной     аккредитации     ОУ

 

(ПостановлениеПравительстваРоссийскойФедерации № 796 от 18 октября2000 года);

 

    положение  об  особенностях  режима  рабочего  времени  и  времени  отдыха педагогическихидругихработниковобразовательныхучреждений(приказМинистерства

образованияи науки России№69от 27 марта2006);

 

9


    инструкция    о    ведении    школьной    документации    (приказ    Министерства просвещенияСССР №167 от 27 декабря1972 года);

    тарифно-квалификационные    характеристики    (требования)    по     должностям работников               учреждения                образования      Российской     Федерации      (Постановление ПравительстваРФ№46т17августа1995года,МинобразованияРоссиииГоскомвуза России № 463/1268 от 31 августа 1995года);

 

 

5ОбщаяхарактеристикаФГОСНОО

 

5.1. Стандарт как условие обеспеченияформирования ключевых компетенцийучащихся.

Главной  отличительной  чертой  современного  мира  являются  высокие  темпы обновлениянаучныйзнаний,технологийитехническихсистем,применяемыхнетолько на  производстве,  но  и  в  быту,  сфере  досуга  человека.  Поэтому  впервые  в  истории образования   необходимо   учить   личность,   начиная   со   ступени   начального   общего образования,   постоянно   самостоятельно                    обновлять  те   знания   и   навыки,   которые обеспечиваютее   успешную          учебную      и                 внеучебную    деятельность,  формирование готовности      к    освоению              требований                  основного    и  полного            среднего         образования, обоснованный                      выбор в                 будущем      своего                  жизненного           пути      и    соответствующей способностям,общественнымпотребностямпрофессии.Школастановится  учреждение, обучающимспервогоклассанавыкамсамообразованияисамовоспитания.Таккакв условиях         динамично         меняющегося                 мира  необходимо                  умело  выбиратьварианты самореализации  и  самоутверждении  при  взаимодействии  с  различными  общностями, культурами,  важнейшимнавыкамистановятсясамоорганизацияисамоопределение.Они позволяютучащимсяужевпервыегодыобучениявшколепринятьиумелореализовать нормы    и     правила,  регулирующие  учебную                   деятельность,               поведение  в  школе       и общественных  местах,  активно  выявлять   индивидуальные  задатки  и  способности,  с учетом    потребностей    социально-экономического  и   социокультурного            развития конкретныхтерриторий, регионов, страны в целом.

Поэтому,  основными  компетенциями,  которыми  должен  постепенно  овладевать современный  школьник,  начиная  с  первого  класса,  становятся  совокупность  умений, обеспечивающихуспешное  разрешение  проблеморганизацииповседневнойучебной  и внеучебнойдеятельностинаоснове  требованийсовременнойкультуры,максимального раскрытиятворческогопотенциалаличностиувства  гордостизадостижениявучебе,

труде,   общении.   Знания   выступают   в   качестве   обязательного   условия   понимания

10


сущностиконкретныхпроблемныхситуацийивариантовихвозможногоразрешенияна основе  выделенияценностикаждогоизимеющихсяспособовдействий.Обеспечивается соединениеобучения,направленногонаприобретениезнаний,навыковихпримененияв различных            жизненных                       ситуациях       и                     воспитания,            определяющего     ценностную направленностьсознанияи поведенияличности.

При  этом  важнейшим  условием  реализации  компетентсного  подхода  в  новом стандарте   содержания   образования   становится   такая   организация   самого   процессе обучения,когдаприраскрытиикаждойтемыопределяетсяактуальностьприобретаемых знанийинавыковдлясовременной  жизни,выделяютсявозможныевариантырешения проблемныхситуацийнаосноветойинформации,которуюучащиесяполучаютнауроках ипривыполненииразличноговидасамостоятельныхработ.Формированиекомпетенций, обеспечивающих  успешную  адаптацию  учащихся  к  требованиям  современного  мира, требует  не  только  соответствующего  содержания,  но  и  методик  организации  самого образовательного  процесса.  Он  должен  представлять  совместный  поиск  учащимися  и учителями  различных  вариантов  решения  типичных  проблемных  ситуаций  на  основе использованияпоследнихдостиженийнаук оприроде, человеке, общественнойжизни.

Ключевыми  компетенциями  становятся  те,  которые  определяют  приобретение учащими   умения  выделять  и  на  основе  научных  данных  подходить  к  разрешению проблем,   возникающих   в   основных   видах   деятельности   человека   по   познанию   и преобразованию  окружающего  мира.   Таковыми  являются  компетенции,  связанные  с исследованием    основных     закономерностей                             существования                           и                            изменения         природы, общества,человеканаковыхсистем,художественныхобразов.Всеониприобретаютсяв процессе   изучения  традиционных  для  школы  предметов  естественно  -  научного  и гуманитарногоцикла такжетехдополнительных,которыевводятсявсоответствиис потребностями региона, отдельныхобразовательных учреждений.

Приэтом,ключевыекомпетенцииформируютсяушкольниковкаквходепознания исторического   опыта  организации  людьми  преобразовательной  деятельности,  так  и собственногоопыта,получаемогонаурокахивразнообразнойвнеучебнойдеятельности. Впроцессеегоприобретенияпроисходитраскрытиеиндивидуальныхзадатковличностик познанию  и  будущей  трудовой  деятельности  в  определенной   сфере  общественного производства.Преодолеваетсяусредненныйподходкизучениювсехшкольныхпредметов вравноймере.Учащиесяприобретаютконкретноговидакомпетенциивтоймере,вкакой они   определяются  индивидуальными  склонностями  и  навыками  самоорганизации  в учебной                          и         внеучебной      деятельности.   При     определении                  уровня                  компетентности

11


обучающихсяучитываетсяихдостижениякаквизученииконкретныхшкольныхкурсов, так  и   активность  в  разнообразной  общественно-полезной,  досуговой  деятельности, осуществляемойна основенорми правил современнойкультуры.

5.2Стандарт как условиеобеспеченияпреемственностив развитии культуры социума исохраненииединого образовательногопространства

Основнаяцельначальногообщегообразования–формированиеуучащихсябазовых навыков                   самообразования,      самоорганизации,     самоопределения,      самовоспитания, обеспечивающих  готовность  к  освоению  содержания  основного  и  полного  общего среднегообразования,выявленияиндивидуальныхзадатковиспособностейвовсехвидах учебной  и  внеучебной   деятельности.  Начальное  образование  выступает  важнейшим средствомсамореализациии  самоутвержденияребенка,         каксубъекта,ужеспособного определить  цель,  смысл  и  ценность   требований  современной  культуры  к  учебной, семейно-бытовой,  досуговой  деятельности  человека.  Формируемые  на  данной  ступени навыкиобеспечиваютнетолькодальнейшееразвитиеребенка,ноиактивноевосприятие иосмыслениетекущейповседневнойжизни,получениерадостиотумелого  проявления жизненныхсил, приобретаемыхв процессевзрослениязнаний иумений.

Все  многообразие      учебной  и  внеучебной  деятельности  и  ее  материального обеспечения                         выступает  не  более  чем  средством  успешного  развития  и  саморазвития личностивучебнойивнеучебнойдеятельности.Уровеньвладенияличностьюосновными нормами  современной  культуры  в  процессе  реализации  индивидуальных  задатков  и способностей,              приобретения                         базовых          навыков         успешнойучебной       и                внеучебной деятельностиявляетсяважнейшимкритериемкачестваначального общегообразования.

Формированиекомпетентнойличностипредполагаетвладениееюкакумениями, определяющимииспользованиевсеобщихзаконовприродногоисоциокультурногомира, такитеми  частных,которыедействуютвконкретныхтерриториях,регионахРоссии. Учащийсядолженприобрестизнания,которыеонможетиспользовать,соднойстороны, везде,                   независимоот              будущего        места                    жительства,                  сферы     самореализации    и самоутверждения.  С  другой   стороны,  там,  где  он  получает  образование  и  имеет возможность   реализовать   свои   способности   с   учетом   социально-экономических   и социокультурныхпотребностейрегиона.

Поэтому  возникает  проблема  сочетания  в  образовательных  программах  разных школстраныобщегоиспецифическогосодержаниятехкомпетенций,которымиобладают учащиеся   на   начальной   ступени   обучения.   Федеральный   стандарт   определяет   то содержание            образования,                       которое            обеспечивает                    приобретение   учащимися    базовых

12


навыковуспешнойучебнойивнеучебнойдеятельностивлюбомрегионевсоответствиис потребностями  страны  в  целом.  Он  позволяет  выделить  содержание  знаний,  умений, которыеобеспечиваютвозможностьсменыобразовательныхучрежденийвовремяучебы, атакжеполучениявдальнейшем  основногоиполногосреднегообщегообразованияна основеединыхтребованийквыпускникамшколы,независимоотместажительства.Тем самымфедеральныйстандартобеспечиваетединоеобразовательноепространствоРоссии, определяякакобщеесодержаниеобразовательныхобластей,такитетребования,которые предъявляются  учащимся  при  завершении  обучения  на  каждой  ступени  получения среднего(полного) общего образования.

При  этом  содержание  общих  для  всех  учащихся  знаний  и  навыков  постоянно обогащается  темидостижениямивсоциально-экономической,социокультурнойсферах, которые   имеются         у                  отдельных      административных,                         территориальных    образований многонациональнойРоссии.

Дополнительноесодержаниеобразованияопределяетсясоциально-экономическими социокультурнымипотребностямифункционированияиразвитияконкретныхрегионов, территорий,атакжеособенностямиобученияивоспитаниявотдельныхобразовательных учреждениях.      Оно       не                           должно       противоречить               тому,      что   указано    в   федеральном государственном      стандарте       образования,      а      выступать      как      дополняющее, конкретизирующее    его     содержание     по     отдельным    образовательным     областям. Образовательныепрограммыначального  общегообразованияшкол           обязаныобеспечить реализациюидостижениетребованийфедеральногостандарта,дополняяегосодержание совокупностью                               компетенций,     отражающих     потребности     конкретного     региона, территории.

Важнейшей  задачей  нового  поколения  стандартов,  обеспечивающих  подготовку учащихсяк  реализациитребованийдинамичноменяющегосямира,являетсяреализация принципа             преемственности           современных   и  прежде    действующих   норм,    правил, характеризующих  все  виды  культурной  деятельности  человека.  Выработка  ключевых компетенций  осуществляется  путем  систематического  включения  учащихся  в  анализ факторов,определяющихпостепеннуюсменуоднихпредставленийобокружающеммире, норм,       регулирующих       поведение             индивидов          и          больших           масс  людей,       на       другие, вытекающиеизкачественныхпреобразованийвучебе,труде,общественной,  семейной жизни.

Притакомподходешкольникамстановитсяпонятнымнеобходимостьизучениятех событий,явлений,достиженийнауки,техники,искусства,которыебыливоченьдалеком

13


иблизкомкнашемувременипрошломоспитываетсяуважительноеотношениектой материальной  и  духовной  культуре,  которую  создавали  предшествующие  поколения, развивается          чувство                        любви      к             Родине,         утверждается    ориентация    на   реализацию приобретенныхзнаний иумений в интересахсоотечественников.

Стандартначального  общего  образования  также  обеспечивает  преемственность  с основными   образовательными   программами   основного   общего,   среднего   (полного) общего,  начального                 профессионального,                           среднего    профессионального    и    высшего профессиональногообразования.

5.3.  Статусфедеральногогосударственногообразовательногостандарта начального общего образования

На основе(сучетом) образовательногостандартапроводится разработка:

 

примерных  основных  программ  начального  общего  образования  различных образовательных учреждений;

     примерного (базисного)учебного плана;

 

     примерныхпрограммпоучебнымпредметам;

 

     системыоценкисоответствиясодержанияикачестваподготовкиобучающихся федеральнымгосударственнымобразовательнымстандартам;

     положения  о  рекламации  на  качество  образования  и  (или)  несоответствие качестваобразования установленнымтребованиям;

     порядкааккредитациии лицензирования учрежденийобщего образования;

 

     экспертизы   учебников,   учебного   оборудования   и   средств   обучения   для общеобразовательныхучреждений;

     системы аттестациипедагогическихработников;

 

     контрольных    измерительных     материалов    для     объективной    оценки    и мониторинга                           образовательных      достижений      обучающихся      в     рамках национальнойсистемы оценкикачестваобразования;

     нормативовфинансированияи системоплаты трудав сфереобразования.

 

 

 

6   Требованиякструктуреосновнойобразовательнойпрограммыначальногообщего образования

Образовательная    программа     начального    общего     образования     может реализовыватьсякаквтечениечетырех,такипятилетвзависимостиотособенностей

учащихся,потребностейродителей(законныхпредставителей),спецификиорганизации

 

14


образовательногопроцессавучрежденииобразования.Внейопределяетсянормативный срок,общаятрудоемкостьосвоенияосновнойобразовательнойпрограммы.Онасоздается и принимаетсяОУ самостоятельнона основепримерной ООП ступени.

Таблица1.Сроки освоения ООПНОО

 

Наименование

 

ООП

Ступень

Нормативный

 

срокосвоения

 

ООП

Трудоемкость

 

(макс.учебные часы в неделю в средв год,вкл. самостоятельные занятия учащихся в школе)

Трудоемкость

 

(макс.учебные часы в среднем в год)

 

ООП

 

начальноеобщее образование

Начальная

 

школа

 

 

4года *

 

 

24(20)**

 

 

816(680)

ООП

начальноеобщее образование

Начальная

школа

5лет

24(20)

816(680)

 

*)предлагаетсядвавариантанормативныхсроковосвоенияосновныхобразовательных программначальногоиосновногообщегообразования,которыенеобходимоустановить Правительством  Российской  Федерации.  Непосредственный  выбор  из  двух  вариантов производит само  образовательное  учреждение.

**)  втаблицеуказаныдвавариантапредельнодопустимойнагрузки(для  шестидневной и пятидневнойучебной  недели)

 

 

6.1.       Цели,    задачи    и    содержание   основной    образовательной   программы начального общего образования.

Документом,  определяющим  организационно-управленческие  и  содержательные

 

характеристики  обучения   и   воспитания   учащихся   начальной   ступени   образования выступает     образовательная  программа  учреждения.      Она  позволяет  соподчинить входящиевнееосновныеи  дополнительные   образовательныепрограммы,учебнуюи внеучебнуюдеятельностьдостижениюстратегическойцели–раскрытиюиразвитиюс их        помощью       индивидуальных   задатков    и    способностей       каждого    ученика   и направленного   формирования    тех    ключевых   и    иных    компетентностей,    которые обеспечиваютуспешноеприобщениеккультуреучебнойдеятельности,самореализациии самоутверждению   в   учебной   и   внеучебной   деятельности,   готовности   к   освоению программосновного и полного среднегообщего образования.

Приоритетнымизадачами выступают:

 

15


-развитиепознавательнойактивностипри изучении тайн природного и социальногомира;

 

-приобретение  навыков  переключения  от  стихийной  бессознательной  деятельности  к сознательно   организованной  на  основе  понимания  целей  и  возможных  результатов поведенияв конкретныхвидахучебнойи внеучебнойдеятельности;

-  формирование   ориентаций   и   установок   на   освоение   навыков   самостоятельного сохранения   и   укрепления                               физического   и   психического   здоровья   в   повседневной жизнедеятельности;


-  овладение   базовыми   знаниями   для   самостоятельного   овладения   грамотностью   в различных  ее  проявлениях  (учебном,  языковом,  математическом,  естественнонаучном, гражданском, технологическом);

-выработканачальныхнавыковсамопознания,выявленияисамостоятельногоразвития индивидуальных  задатков  и  способностей  при  освоении  различных  видов  учебной  и внеучебной деятельности;

-  приобретение   базовых   навыков  успешной  самореализации   и  самоутверждения   в различныхвидахучебной, семейно-бытовой,общественной, досуговой  деятельности

Данныезадачирешаются с помощью:

 

     побуждениякпониманиюсмыслаисодержаниянормиправил,регулирующих действияребенканауроках,переменах,привыполненииразличныхзаданий,общениис родителями,учителями, сверстниками, другимилюдьми;

     созданияусловийдляразвитияактивнойпознавательнойдеятельностикакво время учебных, так и во внеучебныхзанятиях;

      выявления      и      поддержки      детских      инициатив,     направленных       на совершенствование     конкретных     видов     жизнедеятельности     учащихся,      условий организацииихучебы, досуга;

     развитиячувствагордостизадостижениявучебнойивнеучебнойдеятельности, воли,терпения  пристолкновениисразличнымитрудностями,самоконтролявработеи общении,  уверенности  в  себе,  радости  и  любви  при  взаимодействии  с  окружающим миром;

      приобретения  навыков  самостоятельного  поиска  оптимальных  и  безопасных вариантов                 организации        взаимодействия     с     природой,    техническими    системами, различнымилюдьми и общностями;

Образовательная    программа    общего    начального    образования    обеспечивает формированиеуучащихсябазовыхнавыковсамоорганизациивучебнойивнеучебной

деятельности,  выработку  интереса  к  самостоятельному  приобретению  из  различных

16


источниковзнаний,позволяющихосвоитьнормыитребованиякультурыумственного труда,  общения  состаршимиисверстниками,соблюденияправилповедениявшколе, дома,общественных  местах,выявлениесклонностейкразнообразнымвидамучебнойи внеучебной  деятельности.  На  ее  основе  создаются  условия  для  охраны  и  укрепления физического       и    психическогоздоровья      детей,                          обеспечения             их               эмоционального благополучия,           поддержания                          оптимистической    самооценки        и    уверенности  в         себе, расширение     опыта                          самостоятельного    выбора               способов              самореализации  и самоутвержденияв повседневнойжизнедеятельности.

6.2.Принципыформированияосновнойобразовательной программы

 

Основная  образовательная  программа  формируются  путем  набора  следующих основных  образовательныхобластей:филология,математикаиинформатика,природа, общество, человек, искусство, технология, здоровье.

Образовательнаяобласть  реализуется  через  набор  отдельных  учебных  предметов (курсов),  модулей,  практикумов,  самостоятельной  работы  обучающихся  как  в  форме учебной,такидругих  видовдеятельности(проектной,исследовательской,творческойи

пр.)

 

Каждыйучебныйпредмет (курс)имеет базовую (обязательную) часть, определяемую ФГОС,и  вариативную,устанавливаемую                     образовательнымучреждением.Вариативная часть   обеспечивает   расширение   и   (или)   углубление   знаний,   умений,   навыков   и компетентностей,  определяемых  содержанием  основной  образовательной  программой, позволяетобучающимсяполучитьначальныепредставленияобособенностях  социально- экономическогои социокультурногоразвитиярегиона, конкретнойтерритории.

Модулипозволятобъединитьсодержание  отдельныхучебныхпредметовпообщему основанию,  что  позволяет                           повысить  эффективность  содержания  образования  и  его результативность.

Практикумы   дают    возможность    активно    формировать    и   развивать    навыки самоорганизации,  самообразования,  самоопределении  путем  включения  учащихся  в исследовательскую,  проектную,  трудовую,  творческую  деятельность,  осуществляемую как в учебное, так и внеучебноевремя.

6.3.ООПначальногообщегообразованияопираетсянавозрастныеособенности младшихшкольников.

Действующим   законодательством    Российской   Федерации   младший   школьный возраствнастоящеевремя  определяется  периодом  с6,5до11лет,априотсутствии противопоказаний  по  состоянию  здоровья  и  наличии  заявления  родителей  (законных

17


представителей) ребенка– с более раннеговозраста.

 

Кмоментупоступлениявшколуребенокобладаетзрелыминавыкаминаглядно- действенного  и  образного  мышления.  У  него  начинается  активное  развитие  умения логическиосмысливать  взаимодействиясокружающиммиром,проникатьвтайныего устройства.Имеютсяфизическиеипсихическиевозможностидляпереходаотстихийного поведениякорганизованномунаосновепонимания  целейосуществляемыхвучебноми внеучебномтрудедействий,проявленияволиитерпенияпри  преодолениитрудностей, ведения     постоянного            самоконтроля.      Освоение    норм                 и                       правил                взаимодействия     с природнымисоциальныммиром  путемконструированиемоделейповедениявигровой деятельности  постепенно  заменяется  на  сознательную  их  реализацию  в  повседневной практикенаосновепониманиясмыслаихпоявлениявкультуре.Возникаетчувстводолга передокружающимилюдьмиисамимсобойприосвоении  требованийразнообразной учебнойи внеучебной деятельности.Развиваетсянавыксамооценкиимоделированиясебя какуспешногоученика,культурногочеловекаприобщениисразнымилюдьмивсемье, школе, общественныхместах.

Осваиваются  нормы  взаимодействия  с  педагогами,  детьми  разного  возраста  в организованной   учебной   и   внеучебной   деятельности,   при   выявлении   и   развитии индивидуальныхзадатков и способностей,

Основнымисоциокультурныминавыками,приобретаемымивмладшемшкольном возрасте,   являются  способности  к  самоорганизации,  самоопределению  в  учебной  и внеучебной деятельностина основевнутреннего или внешнего побуждения.

Образованиевначальнойшколеявляетсябазой,фундаментомвсегопоследующего обучения первуюочередь,этокасаетсясформированности«универсальныхучебных действий»,  обеспечивающих   «умение  учиться».  Начальное  образование  закладывает основу      формирования                учебнойдеятельности                 ребенка                      системуучебных             и познавательных  мотивов,  умение  принимать,  сохранять,  реализовывать  учебные  цели; умение  планировать,  контролировать  и  оценивать  учебные  действия  и  их  результат, проявлять                самоконтроль.     Начальная         ступень    школьного    обучения    обеспечивает познавательную  мотивацию  и  интересы  учащихся,  их   готовность  и  способность  к сотрудничеству                и   совместной    деятельности    с                учителем    и    одноклассниками, сформированностьосновныхнормнравственногоитрудовогоповедения,определяющих отношениеличностисобществоми окружающимилюдьми.

Содержаниеобразованиянапервойступениреализуетсяпреимущественнозасчет введения                   интегрированных   курсов,   обеспечивающих    целостное    восприятие   мира,

18


деятельностного   подхода    и    индивидуализации   обучения.    При   этом    значительное внимание   уделяется   развитию   эмоциональной   привлекательности   процесса   учения, укреплению                          познавательного      интереса,      как      ведущего      фактора      успешности образовательнойдеятельности.

НеобходимостьинтеграцииРоссиивмировоесообществообусловиливведениев начальной                     школе    изучения    иностранного   языка    и    информационных   технологий. Включениеинформационныхтехнологийсвязаноснеобходимостьюиспользованияих как  средства  повышения  эффективности  познавательной  и  практической  деятельности учащихсяпри изучениивсехучебныхпредметов.

6.4.РеализацияООПначальной ступени общего образования осуществляетсяв следующихвидах деятельностимладшего школьника:

-совместнаясучителямииодноклассникамипоисковаядеятельность,направленнаяна выявление  закономерностей  функционирования  и  развития  природного  и  созданного людьмимиракультурныхценностей,норм,правил,способоввзаимодействияснеживойи живойприродой,различнымииндивидами  иобщностями(коллективно-распределенная учебнаядеятельность,в томчисле, коллективнаядискуссия, групповаяработа);

-индивидуальнаясамостоятельная учебнаядеятельность(в томчисле, домашняя самостоятельнаяработа);

-разнообразныеформы моделированиявзаимодействияс различнымипредметами, субъектами путеморганизации игровой деятельности(групповаяи индивидуальнаяигра по правилам, игра- импровизация, режиссёрскаяигра);

-творческаядеятельность, связаннаяс выявлениеми реализациейиндивидуальностипри освоениизаконов, норми правилсуществующегомира и конструированиянового, возникающегов воображении, сознанииличности  (художественное, техническое, научноетворчество, созданиеи реализациясоциально значимыхинициатив идр.);

-деятельность, направленнаяна приобретениебазовыхнавыков информационной культуры,умелого пользования современнойкомпьютернойтехникой;

-соответствующая возможностям возрастаи индивидуальнымспособностям исследовательскаядеятельность;

-разнообразнаяпосильнаятрудоваядеятельность, направленнаяна совершенствование условий жизни семьи,коллективашколы, населенияконкретнойтерритории,

самообслуживания;

 

 

 

 

 

19


-нравственнаяи эстетическаядеятельность,направленнаяна освоениенормиправил организациисовместнойдеятельностис различнымииндивидамииобщностями, сучетом традиций, обычаев и требованийсовременнойкультурной жизни;

-оздоровительнаяи спортивнаядеятельность(приобретениенавыков сохраненияи укрепления своего здоровья, знакомствос различнымивидамиспорта, опыт участияв спортивныхсоревнованиях).

Переченьдополнительныхвидовдеятельностимладших школьников, которые реализуютсяв ОУ, определяетсясамимобразовательнымучреждениемсовместнос заинтересованными участниками образовательногопроцесса.

6.5.  ООП  начального  общего  образования  должна  состоять  из  следующих разделов:

    цели    и   задачи    обучения    и   воспитания   на    ступени   начального    общего образования;

    планируемыерезультатыобученияи воспитания;

 

    учебныйплан начальнойступениобразования;

 

    рабочиепрограммыучебныхкурсов (дисциплин), модулей;

 

    системаоценки достиженияпланируемыхрезультатов;

 

    другие   материалы    (программы   внеурочной   образовательной   деятельности, воспитания  и  развития  младших  школьников,  дополнительного  образования, информатизацииобразовательногопроцесса и др.).

ВажныммеханизмомреализацииООПНООвобразовательномучрежденииявляется

 

учебныйплан.

 

Его  структурасостоит  из  следующих  частей:  60%  образовательного  плана отводится  на  аудиторную,  учебную  часть;  30%  -  на  неаудиторную  часть;  10%  -  на общественнополезнуюдеятельность,направленнуюнареализациюпотребностейшколы, микрорайона(поселка) города.

Дифференциациянормыпредельнойнагрузкишкольниковпроводитсявзависимости от  конкретных           видов  занятий  за  счет  увеличения    времени  на  индивидуальные  и групповые  консультативные  занятия,  на  внеучебные  виды  деятельности  (проектную, экспериментально-исследовательскую,  экскурсионную  и  творческую  и  пр.)  в  рамках учебного  времени.

Внеклассные   внеучебные   виды    деятельности    включаются    непосредственно    в

 

учебный(образовательный)планобразовательногоучреждениябезуказанияпредельно

 

 

20


допустимойнагрузки.Образовательноеучреждениесамоопределяетнеобходимоевремя на эти видыдеятельности, исходяиз своей Образовательнойпрограммы.

Предельнаяучебнаянагрузкашкольниковисходитизреальнойтрудности  учебных дисциплин,а не только исходяиз количествауроков в день.

Интегративный  подход  в  организации  учебного  процесса  усиливается  за  счет построения  образовательногопланакаксистемыобразовательныхобластей(внутренней интеграции  образовательной   области  и  введения  модульной  организации  учебного материала иучебногопроцесса).

Увеличивается  доля   самостоятельной   работы   школьников   в   общей   нагрузке. Реализация                       этой    идеи    ведет    к    уменьшению    количества    обязательных    часов    в образовательномпланепомередвиженияшкольниковкстаршимступенямобразования, увеличению  временинасамостоятельнуюработу(проектирование,исследовательскаяи экспериментальная  деятельность).  Соотношение  затрат  времени  между  работой  детей коллективно  в  классе  и  самостоятельной  работой              вне  класса  на  ступени  начального общего образованиярекомендуетсяв следующихпропорциях: 80/20.

6.6Основными компонентами учебногоплана являются:

 

-   перечень    образовательных   областей:    филология,   математика,    природа,   человек, общество,  искусство  и  культура,  здоровье,  технологии  с  указанием  объема  по  годам обучения;

-переченьучебных,интегративныхкурсов(дисциплин)иобразовательныхмодулейпо выбору  ОУ  с  учетом  потребностей  региона,  конкретной  территории,  в  том  числе  – указаниенаформуинтеграцииинформационныхи коммуникационных  технологий (ИКТ) в другие  дисциплины;

-перечень  учебных,интегративныхкурсов(дисциплин)иобразовательныхмодулейпо выборуОУи семьи(например, логика, театр, второй иностранныйязык и т.п.);

-     перечень     отдельных     элементов     внеурочной     образовательной     деятельности, организованной   в    разных    формах    (клубной,   студийной,   секционной,   кружковой, тренинговой,  в  общественно-полезных  и  социальных  практиках  и  т.д.)  за  пределами урочных  занятий,  с  указанием  объемов  за  учебный  год  и  возрастов  (годов  обучения) учащихся,для которых эти элементыпредназначены.

6.7.Образовательная областькак разделООП НОО имеет:

          обязательную  (инвариантную)  часть,  формируемую  в  соответствии  с требованиями  настоящегоФГОСНОО,которая   составляетот80%до70%отобщего

 

 

21


нормативноговремени,отведенного  наобласть(взависимости  отпродолжительности учебной  недели);

          вариативнуючасть-от20%до30%взависимостиотпродолжительности учебной  недели,  которая  предоставляет  возможность  расширения  отдельных  учебных курсов               (дисциплин),   модулей    обязательной    части    образовательной    области    или добавления  новых  с  учетом  интересов  региона,  конкретной  территории,  склонностей учащихся,мненийихродителей (законныхпредставителей) и педагогических работников.

6.8.Обязательная  (инвариантная)  часть  образовательных  областей  состоит  из

 

следующихучебных,интегративныхкурсов (дисциплин), модулей(см. таблицу 2)

 

 

 


 

 

Образовательныеобласти ООПначального общего образования


Таблица2


 

Образовательныеобласти

Учебныеиинтегративныекурсы(дисциплины)и

 

модули

Филология

Обучение  грамоте,  русский  язык,  родной  язык*,

 

литературное   чтение,   литературное   чтение   на родномязыке*,иностранныйязык,интегративные модули ИКТ

Математика

Математика,информатика,интегративныемодули

 

ИКТ

Природа, человек, общество

Окружающий             мир,              природоведение,

 

граждановедение    (Общество     и     я),     история,

 

интегративныемодули ИКТ

Искусствои культура

Изобразительное   искусство    и   художественный

 

труд,изобразительноеискусство,художественный труд,  дизайн  и  традиционные  ремесла,  музыка, духовно-нравственная    культура,     национальная культура*,интегративныемодули ИКТ

Технология

Обслуживающий             труд,             техническое

 

конструирование, базовыеэлементыИКТ

Здоровье

Физическая         культура         и         безопасность

 

жизнедеятельности,  интегративныемодули ИКТ

 

 

 

22


7.Обязательныйминимумсодержанияобразованияитребованияк уровнюподготовки выпускниковначальногообщегообразования

Математика

 

Предмет«Математика»ориентированнаформированиепредставленийоматематике как           науке,     обобщающей      и     моделирующей     реальные     явления     окружающей действительностии способствующейпознанию окружающегомира.

Вначальнойшколематематикаслужитосновнымпредметомдляизучениясмежных дисциплин,авдальнейшемзнания,уменияминавыки,приобретенныеприееизучении,и первоначальное    овладение                               математическим                           языком,     станут    необходимыми    для применениявпрактическойдеятельностиифундаментомобучениявстаршихклассах общеобразовательныхучреждений.

Цель    -    сформировать    базовые    представления    о   математике,    как    науке   о количественных  характеристиках  предметов  и  явлений  окружающего  мира,  научить осуществлятьпростейшиематематическиевычисления.

Задачи:

 

-формированиеначальныхматематическихзнанийдляописанияокружающихпредметов,

 

процессов, явленийв количественноми пространственномотношении;

 

-формированиеумениярешатьучебныеипрактическиезадачисредствамиматематики: вести  поиск  информации  (фактов,  сходства,  различия,  закономерности,  основания  для упорядочивания, вариантов);

-     развитие      основ      логического     мышления,      пространственного     воображения, математической    речи    и    аргументации,   способности    различать    обоснованные    и необоснованныесуждении, способностик продолжительной умственнойдеятельности;

-обучениеработесалгоритмамивыполненияарифметическихдействий,решениязадач,

 

проведенияпростейших построений;

 

-воспитаниеинтересакумственномутруду,стремленияиспользоватьматематические знания в повседневнойжизни.

-выработканавыковсамостоятельногоформулированияматематическихзадач,поискаи использованиянеобходимыхсредств и способов достиженияконечногорезультата.

Требованияксодержаниюобразования

 

Числаивеличины.Арифметическиедействия.Текстовыезадачи.Пространственные отношения. Геометрическиефигуры. Геометрическиевеличины. Работас данными.

Требованияк образовательнымрезультатам

23


Предметнаякомпетентностьвыражаетсяв:

 

-умениивыделятьпризнакиисвойства  математическихобъектов;выявлятьизменения,

 

происходящиес математическимиобъектами,устанавливатьзависимостимеждуними;

 

-умениилогическимыслить,т.е.  устанавливатьпричинно-следственныесвязи,  строить рассуждения, доказывать, делать выводы,

-умении  выбирать  наиболее  эффективные  способы  решения  задач  в  зависимости  от конкретныхусловий;

-навыках  самостоятельного  выделения  и  формулирования  учебных  и  познавательных задач;

-пониманиизначения величин и способов их измерения;

 

-умении решать текстовыезадачи арифметическимспособом(неболее2 действий);

 

-уменииработатьсалгоритмамивыполненияарифметическихдействийешениязадач,

 

проведенияпростейших  геометрическихпостроений,

 

-умении проверять правильностьвыполненныхвычислений;

 

-самостоятельноесозданиеалгоритмовдеятельностиприрешениипроблемтворческогои поисковогохарактера.

-умение  проводить простейшиеизмерения разнымиспособами;

 

-умение  работать  с  простейшими  готовыми  предметными,  знаковыми,  графическими моделямидля описаниясвойств икачеств изучаемыхматематическихобъектов;

-    самоконтроле    и     самооценке    процесса     и    результатов     учебно-познавательной деятельности;

Информационнаякомпетентностьвыражаетсяв:

 

-  умении  находить  и  использовать  информацию  о  количественных  характеристиках предметов,  явлений(искать,наблюдать,извлекать,систематизировать,анализироватьи отбирать), записыватьили читать  информациювиде текста, схемы, таблицы.

-умении работать с различнымиисточниками информацииматематическогосодержания:

 

учебниками, книгами, справочниками.

 

Коммуникативнаякомпетентностьпроявляется в:

 

-умении выражатьвпонятной формепоследовательностьрешенияматематическихзадач;

 

-уменииобъяснитьсодержаниематематическихзадач,решаемыхвучебнойивнеучебной деятельности;

-умениивыразитьдлядругихлюдейвтребуемойформепроизведенныематематические

 

вычисления.

 

Социокультурная компетентность  выражаетсяв:

 

24


-  понимании   роли   математики   в   осуществлении   любого   вида   преобразовательной деятельностичеловека;

-признании ценности математическогознания для повседневнойдеятельностилюдей;

 

-использованиилогики математическогоанализапри познании смыслаповседневной учебнойи внеучебной деятельности(установлениесвязи междувыполняемыми действиямии еемотивами).

Компетенцииличностного самосовершенствованиявыражаютсяв:

 

-проявлениилюбознательности,инициативыипознавательнойактивностивосвоении математики;

-умениипостоянноприменятьполученныепоматематикизнаниявбытовой,досуговой деятельности, самостоятельномосуществлениипосильныхтрудовыхдействий.

Рекомендациипо организациивнеурочной деятельностиучащихся

 

Образовательнаядеятельностьмладшихшкольниковврамкахучебногопредмета

«Математика»  может  происходить  в  разнообразных  формах  внеурочной  деятельности (занятия  факультативов,кружков;экскурсии,практикумы,тренинги,атакжелокальные воспитательные  мероприятиявначальнойшколе:соревнования,олимпиады,турнирыи др.).

 

Русскийязык

 

Изучениерусскогоязыкавначальнойшколепредставляетсобойпервоначальный этапсистемы  лингвистическогообразованияиречевогоразвитияучащихся.Специфика начального  курса  русского   языка  заключается  в  его  тесной  взаимосвязи  со  всеми учебнымипредметами,особеннослитературнымчтением.

Научно-познавательныйаспектсодержаниякурса«Русскийязык»сосредоточенна знакомствеучащихсяссистемойрусскогоязыка,освоениекультурыречи,формирование коммуникативных  умений  и  навыков  в  ситуациях,  актуальных  для  практики  общения младшихшкольников,овладение речевыми жанрами.

Ценностно-смысловойаспектсодержаниякурсаориентированнаознакомлениес языком  как   культурной  ценностью  своего  народа  и  человечества,  формирование  у обучаемых  личностных  качеств,  соответствующих  национальным  и  общечеловеческим нравственным  образцам  ценностного  отношения  к  слову  и  речи,  осмысление  речевой деятельности  как  необходимого  условия   взаимодействия  с  разными  индивидами  и общностями.

Цельюобученияявляетсяформированиезнанийобустройствеифункционировании русского языка, языковыхнормизучаемогоязыкав рамкахречедеятельностногоподхода.

25


Задачи:

 

-освоение первоначальныхзнаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

 

-овладение элементарнымиспособамианализаизучаемыхявленийязыка;

 

-овладение  умениями  правильно  писать  и  читать,  участвовать  в  диалоге,  составлять несложные                        монологические     высказывания     и     письменные     тексты-описания     и повествованиянебольшого объема;

-развитиеречи,мышления,воображенияшкольников,способностивыбиратьсредства языкав соответствиисусловиями общения, развитиеинтуиции и «чувстваязыка»;

-приобщение  учащихся  к  осознанной  речевой  деятельности  в  различных  учебных  и жизненныхситуациях,

-  воспитание  позитивного  эмоционально-ценностного  отношения  к  русскому  языку, чувства   сопричастности   к  сохранению  его  уникальности   и  чистоты;  пробуждение познавательногоинтересак родномуслову,стремления совершенствовать своюречь.

Требованияк содержаниюобразования

 

Содержаниепредставленоследующими содержательнымилиниями:

 

Система  языка  (основы  лингвистических  знаний):  фонетика,  графика,  состав  слова,

 

грамматика. Орфографияи пунктуация. Развитиеречи (сведенияиз областиречи).

 

Требованияк результатам образования

 

Предметнаякомпетентностьпроявляетсяв:

 

-умении писать в соответствиис орфографическимии пунктуационнымиправилами;

 

-способностианализироватьикраткохарактеризоватьзвукиречи,составслова,части речи, предложение; различать произношениеи написаниеслов;

-умении находить способпроверкинаписанияслова(в томчислепо словарю);

 

-  умении  создавать  несложные  устные  монологические  высказывания  и  письменные текстына доступныедетямтемы в формеповествованияи описания;

-способностиработатьсучебными,художественными,научно-популярнымитекстами,

 

доступнымидля восприятиямладшимишкольниками;

 

-определениитемы и главной мыслитекстапри егоустноми письменномпредъявлении;

 

-  построении  монологического  высказывания  (по  предложенной  теме,  по  заданному вопросу);

-участиив диалоге(постановкавопросов, построениеответа).

 

Информационнаякомпетентностьпроявляетсяв:

 

 

26


-умениинаходитьииспользоватьинформацию(искать,извлекать,систематизировать, анализироватьи  отбирать),записыватьиличитать                              информациюввидетекста,схемы, таблицы,

-умение  работать  с  различными  видами  текстов  (художественным,учебным,  научно-

 

популярным);

 

-  умении   ориентироваться   в   книге,   использовать   ее   для   расширения   знаний   об окружающеммире;

-  умело   пользоваться   источниками   информации:   учебниками,   книгами,   словарями,

 

справочниками, энциклопедиями для болееполного и глубокого изученияязыка.

 

Коммуникативная компетентностьпроявляетсяв:

 

-    владении   монологической    и    диалогической    формами    речи    в    соответствии    с грамматическимии синтаксическиминормами русскогоязыка;

-уменииформулироватьвопросы–инициативноесотрудничествосдругими(взрослыми и детьми) в изучении, поискеи сбореинформации,

-  способности  анализировать  уместность  использования  средств  устного  общения  в разныхречевыхситуациях,вовремямонологаидиалоганакапливатьопытсобственного использованияречевыхсредств;

-  умении  оценивать  правильность  выбора  языковых  и  неязыковых  средств  устного общенияв учебномпроцессеи повседневнойжизни,

-владении способами совместнойдеятельностив группе, приемамидействийвситуациях общения.

Социокультурнойкомпетентностипроявляетсяв:

 

-эмоционально-ценностноми ответственномотношении к русскомуязыку;

 

-чувствесопричастностик сохранениюуникальностии чистоты русскогоязыка;

 

-осознанииместаиролирусскогоязыкавжизнилюдей,вразвитииисохраненииродной культуры;

-представлениио языкекак средствепознаниямираи самопознания.

 

Компетенцияличностного самосовершенствованияпроявляетсяв:

 

-установкахна активнуюсамостоятельнуюработупри изучении русского языка;

 

-потребностипостоянносовершенствоватькультуруречии письма;

 

-уменииуспешно преодолеватьвозникающиепри изучении языкатрудности;

-умениисамостоятельноорганизоватьсистематическуюработупоизучениюрусского языка.

 

Рекомендациипоорганизации внеурочной деятельностиучащихся

 

27


Образовательнаядеятельностьмладшихшкольниковврамкахучебногопредмета

«Русскийязык»можетпроисходитьвразнообразныхформахвнеурочнойдеятельности (занятия   факультативов,  кружков,  мастерская  слова;  экскурсии,  а  также  локальные воспитательные   мероприятия   в  начальной   школе:  праздники,  спектакли,  выставки, конкурсы,   конкурсы,   олимпиады,   соревнования,   турниры   и   др.).   Образовательная деятельностьможетосуществлятьсявразныхформах:исследование,сочинение,учебное проектирование,   игрового   сюжетно-ролевое   взаимодействие   и   другие   практики   по обогащениюпознавательногокоммуникативно-речевогои  социальногоопытаучащихся начальныхклассов.

 

Литературноечтение

 

Изучение    литературного    чтения    в    начальной     школе    представляет     собой первоначальныйэтапсистемылитературногообразованияиречевогоразвитияучащихся. Спецификаначальногокурсалитературногочтениязаключаетсявеготеснойвзаимосвязи со всемиучебнымипредметами, особеннос русскимязыком.

Научно-познавательный    аспект     содержания     курса     «Литературное     чтение» сосредоточен                           на    знакомстве     учащихся     с     литературой   как     видом    искусства, способствующим   глубокому   личностному   освоению   литературных   произведений   и формированию   общекультурных   навыков   чтения   и   понимание   текста;   воспитание интересак чтению и книге.

Ценностно-смысловойаспектсодержаниякурсаориентированнаознакомлениес нравственно-эстетическимиценностямисвоегонародаичеловечествачерезлитературные произведения,  воспитаниеэстетическогоотношениякдействительности,отраженнойв художественнойлитературе,                   формирование           эстетического     вкуса             и   нравственного сознания         младшего                   школьника;понимание                         духовной      сущности    художественных произведений.

Приоритетным   направлением   обучения   литературному   чтению   на    начальной ступени  образования  является  формирование  читательской  компетентности,  осознание себякак грамотного читателя, способногок художественно-творческойдеятельности.

Цель   нравственно-эстетическое  воспитание  и  развитие  учащихся  в  процессе формирования                       способности  полноценно   и         глубоко   воспринимать   художественную литературу                       на   основе    изучения    основ    теории    литературы,    практики    анализа художественноготекстаи опытасамостоятельнойтворческойдеятельности.

Задачи:

 

 

 

28


-овладениенавыкомосознанного,правильного,беглогоивыразительногочтениякак базовымв системеобразованиямладшихшкольников;

-  формирование   читательского   кругозора   и   приобретение   опыта   самостоятельной читательскойдеятельности;

-совершенствованиевсех видов речевойдеятельности;

 

-развитие  художественно-творческих  и  познавательных  способностей,  эмоциональной отзывчивостипри чтениихудожественныхпроизведений;

-формированиеэстетическогоотношенияк искусствуслова;

 

-  овладение  начальными  навыками  работы  с  учебными  и  научно-познавательными текстами.

-воспитаниеинтереса к чтению и книге.

 

Требованияк содержаниюобразования

 

Содержаниекурсапредставленоследующими разделами.

 

Виды  речевой  деятельности  (аудирование,  чтение,  говорение   культура  речевого общения,  письмо–культураписьменнойречи).Видычитательскойдеятельности.Круг детскогочтения.  Литературоведческаяпропедевтика.Творческаядеятельностьдетейна основелитературныхпроизведений.

Требованияк результатам образования

 

Предметнаякомпетентностьпроявляетсяв:

 

-техникечтения, приемахи понимании прочитанного и прослушанногопроизведения;

 

-навыкахосознанного, правильного, беглого и выразительногочтения;

 

-знании детскихкнигиумениеих самостоятельновыбирать;

 

-устойчивоминтересек самостоятельнойчитательскойдеятельности(читательская самостоятельность);

-умении работать с художественнымтекстомна русскомязыке;

 

-умении  находить  сходства  и  различия  литературных  произведений  разных  жанров,

 

используемыххудожественно-выразительныхсредств;

 

-  умении  устанавливать  причинно-следственные  связи  в  художественном,  учебном,

 

научно-популярномтексте, построениелогическихрассуждений, доказательств;

 

-уменииработатьснекоторымитипамитекстов(повествование,описание,рассуждение,

 

отзыв, созданиесобственныхмини-сочинений;

 

-определениии пониманииавторской позиции в произведениях;

 

-умении выделятьглавнуюмысль художественноготекста;

 

-умении интерпретироватьтекств устномсловесномпересказе, сочинении;

 

29


-умениисравниватьискусствословасдругимивидамиискусства(живопись,театр,кино,

 

музыка)

 

-   проявлении   художественно-творческих   способов    действий   читателя,   слушателя,

 

писателяи т.д.

 

Информационная компетентностьпроявляется в:

 

-уменииработатьсразличнымивидамитекстов,ориентироватьсявкниге,используяее для расширениязнаний об окружающеммире;

-  умении  пользоваться  различными  источниками  информации:  учебниками,  книгами,

 

справочниками, энциклопедиями,

 

-осуществлять  поиск  необходимой  информации  в  художественном,  учебном,  научно-

 

популярномтекстах.

 

Коммуникативнаякомпетентностьпроявляетсяв:

 

- умениивыражатьсвоимысли,жизненныевпечатлениявсловесномобразе,выстраивать композицию высказыванияв соответствиис задачамииусловиями коммуникации;

-  умении  пересказывать  текст  художественного  произведения,  в  развернутой  форме излагаяегосодержание;

-  умении  строить  монологические  высказывания  и  участвовать  в  диалоге  на  основе изучениялитературныхпроизведенийи личного опыта;

-способности    общаться     на    примерах    построения    речи    героев    художественных произведений;

-     слышать  и  слушать  партнера,  уважать  чужое  мнение,  учитывать  позиции  всех участников общенияи сотрудничества.

Социокультурная компетентностьпроявляетсяв:

 

-пониманиихудожественногопроизведениякак особого вида искусства,

 

-представленияхо книгекак средствапознаниямираи самопознания;

 

-умении определятьхудожественную ценность читаемыхкниг и анализировать используемыеавторами средствавыразительности;

-  представлениях  об  основных  нравственно-этических  ценностях  взаимодействия  с окружающиммиром,показанныхв литературныхпроизведениях,

-пониманииместаи роли литературного чтенияв жизничеловека;

 

Компетенцииличностного самосовершенствованияпроявляютсяв:

-потребностивчтениикакисточникесамопознанияивосприятииокружающегомира черезхудожественныйобраз;

 

 

 

30


-  умении  самостоятельно  расширять  словарный  запас,  искать  значения  неизвестных русских слов в словаре;

-умениивыделитьтечертыхарактера,поведениягероевкниг,которымибыхотелось обладать самому;

-  способности  эмоционально  воспринимать  ситуации,  в  которых  оказываются  герои читаемыххудожественныхпроизведений;

-способностиобъяснитьпричиныразногопонаправленностиповедениягероевчитаемых

 

книг.

 

Рекомендациипо организациивнеурочной деятельностиучащихся

 

Образовательнаядеятельность  младших  школьников  в  рамках  учебного  предмета

 

«Литературное   чтение»   может    происходить   в    разнообразных    формах    внеурочной деятельности  (занятия  факультативов,  кружков,  литературной  гостиной,  литературной мастерской;  экскурсии,  а  также  локальные  воспитательные  мероприятия  в  начальной школе:  праздники,  спектакли,  выставки,  конкурсы,  фестивали,  конкурсы,  олимпиады, соревнования, турниры и др.).

Образовательнаядеятельностьучащихсяможетосуществлятьсявразныхформах: сочинение,   инсценирование,   драматизация,   театрализованную   деятельность,   игровое сюжетно-ролевое   взаимодействие,   учебное   проектирование,   и   другие   практики   по обогащению читательского, познавательногои социальногоопыта.

Окружающиймир

 

Интегрированныйкурс«Окружающиймир»посодержаниюпредставляетширокую целостнуюкартинумирасеевнутреннимивзаимосвязямимеждуразличнымиобластями знания      о   природе,   человеке,   обществе.   Учебный   предмет   «Окружающий   мир» ориентирован   на   формирование   эмоционально-ценностного,   деятельного   отношения младшихшкольниковк окружающемумиру.

Научно-познавательный    аспект     содержания   курса     направлен    на     усвоение интегрированного  содержания  природоведческого,  обществоведческого,  исторического знания,чтодает  школьникупервоначальныепредставленияестественныхисоциально- гуманитарных  наук,  необходимых  для  целостного  и  системного  видения  мира  в  его важныхвзаимосвязях,атакже  формированиеуменийнаблюдать,различатьиобъяснять природныеи искусственныеявленияв окружающей действительности.

Ценностно-смысловой  аспект  содержания  курса  ориентирован  на  формирование

 

ценностногоотношениякприроде,осмыслениеприроднойреальностикакнеобходимого

 

 

 

31


условиясуществованиявсегоживого,деятельностичеловекапоумеломупреобразованию окружающегомира.

Значение  курса  состоит  в  том,  что  в  ходе  его  изучения  школьники  овладеют основами  практико-ориентированный  знаний  о  человеке,  природе  и  обществе,  учатся осмысливать   причинно-следственные   связи   в   окружающем   мире,   в   том   числе   на многообразномсодержанииприроды и культуры родного края.

Цель-формированиецелостнойкартинымира  иосознаниеместавнемчеловека наоснове       единства                  рационально-научного   познания    и   эмоционально-ценностного осмысленияребенкомличностногоопытавзаимодействия-общенияслюдьми,обществом и природой.

Задачи:

 

-  развитие   умений   наблюдать,   характеризовать,   анализировать,   обобщать   объекты окружающегомира, рассуждать, решатьтворческиезадачи;

-формированиеличностноговосприятия,эмоционального,оценочногоотношениякмиру природы и культуры вих единстве;

-воспитаниеэкологическойи духовно-нравственнойкультуры, патриотическихчувств;

 

-  формирование  потребности  участвовать  в  созидательной  деятельности  по  умелому преобразованиюприроды и общественнойжизни;

-формированиеориентацийиустановокнаактивнуюзаботуоприродеродногокраяи местажительства, сучетомреальныхвозможностейи приобретенныхзнаний.

Требованияк содержанию  образования

 

Содержаниеструктурированопосодержательнымлиниям«Человекиобщество»и

 

«Человеки природа».

 

Человеки общество

 

Общество,  люди,  человек.  Особенности  взаимоотношений  с  разными  людьми.

 

Характеристикивнутреннего мирачеловека.Праздникив жизни общества.

 

Семья,семейныевзаимоотношения,помощьизаботаоблизкихлюдях.Семейные традиции;  хозяйство  семьи.  Твоя  родословная.  Значение  труда  в  жизни  человека  и обществаМир разныхпрофессии.

НашаРодина–Россия.РоссийскаяФедерация.ГосударственнаясимволикаРоссии. Президент                     РоссийскойФедерации.КонституцияРФ.Правачеловека.Россиянакарте. Москва    столица  России.  Города  России.Основные  вехи  истории  Отечества.  Россия

многонациональнаястрана. Народы России, их обычаи, особенностибыта.

 

 

 

32


Родной  край   частичка  России.  Родной  город(село),  регион  (область,  край). Основныедостопримечательностиродногокрая.Особенностипрофессийлюдейродного края. Народы родного края, их обычаи, особенностибыта.

Человеки природа

Природа.Неживаяиживаяприрода.Природныеявления.Вещество.Разнообразие веществв  окружающеммире.Воздух.Вода.Полезныеископаемые.Звездыипланеты. Солнце.Земля.ГлобускакмодельЗемли.                                                  Географическаякартаиплан.Ориентирование наместности.ВращениеЗемли.Временагода.  Погодаиеесоставляющие.Предсказание погоды.

Формыземной поверхности. Особенностиповерхностиродного края. Почва.

 

Растения  и  животные,  их  разнообразие.  Условия  для  жизни  растений  и  животных. Растенияиживотныеродногокрая.Рольрастенийиживотныхвприродеижизнилюдей, бережноеотношениечеловекак ним. Лес, луг, водоем. Природныезоны России.

Человек   часть  природы.  Зависимость  жизни  человека  от  природы.  Правила поведениявприроде.Общеепредставлениеостроениителачеловека.Системыорганов. Гигиенасистеморгановтела.

Требованияк результатам образования

 

Предметныекомпетентностипроявляютсяв:

 

-умении наблюдать объекты окружающегомира;

 

-    умении    выделять    признаки    и    свойства    объектов,    обнаруживать    изменения, происходящиесприроднымиисоциальнымиобъектами(порезультатамнаблюдений, опытов, работы с другими источникамиинформацией);

-умении  использовать  приборы  и  инструменты  в  ходе  опытов  и  экспериментов  над природными объектамидля решенияпрактическихзадач;

-  умении  устанавливать  причинно-следственные  связи  в  процессах,  происходящих  в природе, построениелогическихрассуждений,доказательств;

-умениинаосновеполученныхзнанийоцениватьто,чтопроисходитвокругвприродеи обществе;

-проявлении  интереса  к  познанию  окружающего  мира,  природных,  социокультурных особенностейродного края.

Информационнаякомпетентностьвыражаетсяв:

-уменииработатьсразличнымиисточникамиинформацииобосновных   природныхи социальныхпроцессах:учебниками, книгами, справочниками, картами, атласами;

 

 

 

33


-умении  работать  с  простейшими  готовыми  предметными,  знаковыми,  графическими моделямидля описаниясвойств икачеств изучаемыхобъектов природы и общества.

Коммуникативнаякомпетентностьпроявляетсяв:

 

-умениивыражатьсвоимысливсоответствиисзадачамии  условиямикоммуникациипо поводуприродных и социальныхпроцессов;

-уменииформулироватьвопросы–инициативноесотрудничествосдругими(взрослыми идетьми изучении,поискеисбореинформацииобокружающеммире(обществеи

природе).

 

Социокультурная компетентностьвыражаетсяв:

 

-владенииосновамиэкологическойкультуры–бережное,заботливоеиответственное отношениек окружающейсреде,

-представленияхо разныхсистемахсоциальных норми ценностей в России и других странах;

-установкахнавыполнениетипичныхсоциальныхролейвсемье,школе,общественных местах;

-владении представлениямио культурными нормах и традициями своего этноса,

 

-осознании  своей  этнической  принадлежности  и  культурной  идентичности  на  основе осознания«Я» как гражданинаРоссии;

-    проявлениичувствасопричастностиигордостизасвоюРодину,народиисторию,

 

знаниеиуважениегосударственнойсимволики  и государственныхпраздников;

 

-  представлениях  о  трудовой  деятельности  как  источнике  материальной  и  духовной культуры,уваженияк трудуи егорезультатам.

Компетентностиличностного самосовершенствованияпроявляютсяв:

 

-выполненииосновных экологическихправил поведенияв природной среде,участиив совместнойдеятельностисверстников и взрослых по сохранению и защитеприродныхи культурныхобъектов родного края,

-позитивном отношении к своемуздоровью,владениеспособами физического самосовершенствования, применениеправил личной гигиены,

-проявлениизаботыо собственномздоровье, личной безопасностипри взаимодействиис природой и различнымилюдьми.

Рекомендациипоорганизации внеурочной деятельностиучащихся

 

Образовательнаядеятельностьмладшихшкольниковврамкахучебногопредмета

 

«Окружающий    мир»    может    происходить    в    разнообразных    формах    внеурочной деятельности   (занятия   факультативов,   кружков;   походы   и   экскурсии,   практикумы,

34


лаборатории,  тренинги,  а  также  локальные  воспитательные  мероприятия  в  начальной школе: праздники, соревнования, конкурсы, олимпиады,турниры и др.).

Образовательная  деятельность  учащихся  может  представлять  собой  проведение опросов,  опытов  и  экспериментов,  учебное  проектирование,  игровое  сюжетно-ролевое взаимодействие,  туристско-краеведческаядеятельностьидругиепрактикипоосвоению познавательногои социальногоопыта.

8.Программавоспитанияучащихся начальнойступениобщего образования.

Стандарт   начального    общего    образования    реализуется    через    специальную, разрабатываемую  образовательным  учреждением,  программу  воспитания  учащихся,  с учетом   возрастных,  гендерных,  социокультурных  и  индивидуальных  различий.  Эта программа призванаобеспечить:

-созданиевоспитывающейсредыв образовательном учреждении;

 

-определениенаправленностиисодержаниятехориентацийиустановок,которые формируются уобучающихсяпри освоениитребованийсовременнойкультуры;

-квалифицированнуюдиагностикууровняосвоенияучащимисянормиправил основныхвидов социокультурной деятельностисовременногочеловека.

Программа  создания   воспитывающей   среды   в   образовательном   учреждении обеспечиваетсяанализомусловий,фактороворганизациисистемывоспитательнойработы образовательного  учреждения,постояннымповышениемпрофессионализмапедагоговв развитии ценностногомира учащихся.

Впрограммесодержатся:

?